Аргентинский дог
О клубе
Документы
Стандарт
Чемпионы
Выставки
Форум
Контакты
Продажа щенков
Ссылки
Влияние самовнушения на процесс выздоровления

Многие отечественные и зарубежные врачи замечали огромное влияние самовнушения на процесс выздоровления человека при определенных заболеваниях. Они добивались больших успехов в практической медицине, обучая больных конкретным приемам самовнушения. Широко использовали в борьбе с болезнью свойство человека поддаваться самовнушению русские ученые и врачи И. Р. Тарханов, В. М. Бехтерев, Я. И. Боткин, К. И. Платонов.

Самовнушение — это внушение себе определенных мыслей и связанных с ними состояний. А под внушением В.М.Бехтерев, например, понимает непосредственное прививание к психической сфере человека мыслей, эмоций и актов поведения помимо его воли и сознания. Принято считать, что между внушением и самовнушением нет резкой грани. Чтобы внушение стало действенным, внушаемое должно быть воспринято и переработано, после чего оно реализуется по принципу самовнушения. В 20-х годах нашего столетия широко распространилась методика французского аптекаря Эмиля Куэ, названная им «Школой самообладания путем сознательного самовнушения». «Самовнушение — это внедрение определенной мысли нами самими в нас же самих»,— так охарактеризовал самовнушение Эмиль Куэ. Он был очень внимательным и наблюдательным человеком, тонко анализировал различные причины и течение болезней, исход выздоровления и психологию больного. Однако Э. Куэ исходил из примитивных представлений о сущности болезней. Он не придавал значения тому, какое заболевание у человека — инфекционное или воспалительное, связано оно с нервным потрясением или с плохими условиями жизни и работы. По мнению Э. Куэ, главная причина всех недугов — это болезненное человеческое воображение. Поэтому, считал он, надо лечить больное воображение, для чего достаточно мысленно или шепотом сидя или лежа, раз тридцать подряд повторять определенные фразы самовнушения по нескольку раз в день. Если болит голова, независимо от причины, вызвавшей эту боль, необходимо повторять: «Я здоров... Голова перестала болеть... Я чувствую себя все лучше и лучше...» и т. д. Естественно, этот метод долго не продержался и потерял популярность, как не оправдавший надежд.

Хотя метод Э. Куэ и отошел в историю, все же его рациональные зерна образовали основу методики аутогенной тренировки. Этой основой стало активное, целенаправленное самовнушение, при котором главная роль отводится больному. Многое в исцелении больного зависит от его собственной воли. Заслуга Эмиля Куэ состояла также и в том, что он открыл огромную силу утвердительной формы самовнушения, ее преимущество перед отрицательной. Например, нужно внушать себе во время болезни: «Я здоров» вместо «Я не болен», «Голова перестала болеть» вместо «Голова не болит». С самовнушением различной силы и глубины люди сталкиваются на каждом шагу: подавление страха перед препятствием, преодоление чувства неуверенности, например, во время спортивных соревнований или учебы, борьба с посторонними желаниями, мешающими работать, — все это в разной степени результат самовнушения.

Механизм самовнушения, как, впрочем, и внушения, раскрыл Иван Петрович Павлов. Частью его учения о физиологии высшей нервной деятельности является учение о первой и второй сигнальных системах и их взаимодействии. «В развивающемся животном мире, — пишет И. П. Павлов в своей известной работе «Условный рефлекс», — на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов»

В другой работе «Приложение экспериментальных данных, полученных на животных, к человеку» И. П. Павлов пишет: «Конечно, слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных. Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения». Всевозможные раздражители, которые действуют на наши органы чувств, и их чувственные образы И. П. Павлов именует сигналами действительности. Все раздражители, кроме слов, слышимых, видимых и произносимых, то есть выступающих как акустические, оптические или двигательные (кинестезические) сигналы, он называет первыми сигналами действителыюсти, а раздражители-слова — сигналами первых сигналов, то есть вторыми сигналами действительности. Вторые сигналы действительности (слова) обозначают собой первосигнальные (как внешние, так и внутренние) раздражители — предметы, их признаки, действия, отношения, процессы, явления, состояния, а также допускают их обобщение. Например, слово «человек» обозначает конкретного человека и в то же время в равной степени относится ко всем людям, объединяя их на основании общности существенных признаков в группу однородных. Если лишить второй сигнал действительности связи с первым сигналом, слово потеряет смысл (содержание) и перестанет быть словом. Поэтому вторая сигнальная система действительности (сигнализация действительности с помощью речи) едина с первой сигнальной системой и не существует без нее. Первая сигнальная система, указывает И. П. Павлов, единственная информационная система, имеющаяся у животных; у человека, помимо нее, есть вторая сигнальная система — сигнализация действительности с помощью речи.

Так как слова связаны с первыми сигналами, обозначают и обобщают их, они вызывают у людей образы тех объектов, которые ими обозначаются. На слова наблюдаются те же реакции, что и на адекватные первосигнальные раздражители.

Среди объектов, обозначаемых словами, есть и такие, которые являются состояниями организма: «Мне хорошо», «Я бодр», «Я чувствую себя прекрасно», «Мне тепло», «Я счастлив», «Я спокоен» и т. д. Различные состояния человеческого организма и выражающие их слова связываются в течение жизни прочными нервными ассоциациями. Именно на этих нервных связях основан, по И. П. Павлову, механизм внушения и самовнушения. Он доказал, что внушение и самовнушение — это наиболее упрощенный типичный условный рефлекс человека. Слово, связанное с определенным состоянием человека, возбуждает это состояние и тем сильнее, чем прочнее связь между ними.